понедельник, 18 июля 2011 г.

Размышления о киберорганике

Киберорганика, как бы странно это не звучало, уже входит в нашу жизнь. И не потому, что некоторые ученые пытаются создавать человекоподобных роботов, пытаясь привить им подобие исконно человеческих возможностей, а потому, что первые шаги к замене утерянной человеческой конечности сделали ученые из Германии, разработав для инвалида настолько чувствительную механическую руку, что он с ее помощью может переносить стеклянные стаканы с водой и куриные яйца.

Как мне кажется, это явление трудно оценить однозначно, оно может как приносить благо людям, так и убивать остатки человечности. Все, как и в случае с любой технологией, зависит от ее использования. С помощью одних и тех же методик можно лечить инвалидов, возвращая их почти к полноценной жизни и «вытаскивать с того света» жертв аварий и катастроф, пересаживая им механические органы или все тело, а можно - создавать непобедимых солдат, универсальных машин для убийства, не чувствующих боли и страха и соединяющих в себе преимущества обоих типов мышления – образного человеческого и дискретного машинного, позволяющие такому организму ориентироваться на местности без навигаторов и приборов ночного видения, точно обсчитывать дифференциальные уравнения полета пули и снаряда и уничтожать все живое максимально эффективно.

Основная проблема в этом кроется как раз во втором подходе. К сожалению, люди при создании новой технологии сначала стараются применить ее к уничтожению себе подобных и захвата максимально жирного куска или теплого места. Это, конечно, результат естественного отбора и в природе было бы нормально, другое дело что в природе это все находится в том равновесии, которое позволяет выживать глобальной экосистеме, поддерживая все звенья цепочек питания на оптимальном уровне. Но технологии уже нарушили этот хрупкий баланс, а киберорганика может привести к еще большим последствиям из-за невозможности животного мира противостоять таким киборгам. Недаром в «Дао Дэ Цзин» и других трактатах древних мудрецов так много уделяется внимания сохранению равновесия в мире и каждом человеке. Как мне кажется, человечество вообще должно чаще присматриваться к восточной культуре, которая более созерцательная и меньше направлена на подавление окружающего мира. В то же время кибернетизированный человек может довести уровень своей роботизации до такого состояния, что он сам не будет осознавать, кто он теперь – человек или машина. Наиболее ярко такие рассуждения показаны от лица майора Кусанаги в известной анимации «Призрак в доспехах». И кто знает, какой ответ в такой ситуации окажется правильным и где заканчивается сознание человека и начинается сознание машины, если таковое существует. Над решением этой проблемы бьются многие философы и вполне может случиться, что на практике ответ на этот вопрос будет получен гораздо раньше, чем в кулуарах философских саммитов и коллегий. И есть ненулевая и даже не очень малая вероятность того, что этот ответ может не обрадовать ни самого роботизированного человека, ни тех самых философов.

Но за темной полосой возможных проблем нельзя забывать о потенциальной пользе, которую такие технологии могут принести инвалидам и людям с неизлечимыми болезнями внутренних органов, которые можно будет просто заменить на искусственные. О таком мечтали многие фантасты, и многие из них стали провидцами. Как всегда, все зависит от нас. И если мы вовремя начнем думать не только о прямой выгоде, киберорганика может стать одним из ведущих факторов, приведших человечество вообще и каждого человека в отдельности к долгой и счастливой жизни, не омраченной ежедневной болью из-за болезни или постоянного чувства собственной неполноценности и невозможности быть как другие у инвалидов. Я думаю, такой результат стоит больших усилий и глубоких раздумий.

Это все - мое конкурсное эссе на конкурс октября 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий